Болит живот

Комплекс упражнений при детском ревматизме

Что представляет собой лечение положением

Такая гимнастика при артрите призвана помочь тем, кто почти все время находится в постели, не может активно заниматься упражнениями, страдает от выраженных поражениях суставов.

Эти упражнения показаны именно в период обострения болезни. Выполнять их нужно на жесткой, твердой поверхности, например, на ровной кровати. Хорошо бы приобрести ортопедический матрас. Для опоры стоп лучше всего подойдет или специальная подставка, либо спинка.

Примерно один раз в каждый час надлежит менять положение собственными силами или с чьей-то помощью. При условии формирования контрактур накладываются специальные бинтовые полоски, пропитанные гипсом (их называют лонгеты). Вместо них можно применять и валики или грузы, чтобы расслаблять ту или иную конечность.

Основные направления использования средств лечебной и адаптивной физической культуры

С дыханием связывается способность организма противостоять утомлению при продолжительной умственной и физической работе, т. е. тренировка выносливости при различных видах деятельности. Правильному дыханию нужно учиться, поскольку это одна из немногих функций, которой можно управлять.

Мы сегодня далеки от использования тех возможностей, какими обладает наша дыхательная система. В лучшем случае мы используем ее на 30 %, в экстремальной ситуации – на 50 % возможностей. Предложенные ниже комплексы упражнений в своей основе содержат функциональный принцип и направлены на развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, нейроэндокринной систем.

Они предусматривают также получение теоретических знаний об основных правилах рационального дыхания, базирующихся на современных физиологических данных и закономерностях. Необходимо, чтобы специалисты, проводящие занятия по дыхательной гимнастике, следили, чтобы дыхание производилось через нос (выдох можно через рот и нос) и соответствовало характеру движений.

При значительной физической нагрузке, когда усиливается частота дыхания и явно не хватает воздуха, можно позволить смешанное дыхание (ртом и носом). Эффективнее вдох делать при разгибании (выпрямлении) туловища, поднимая руки вверх, выдох – при наклоне туловища или глубоком приседании и опускании рук.

наибольшая ее величина наблюдается в момент натуживания или кратковременной задержки дыхания в первой половине выдоха. Средняя величина мышечной силы отмечена в фазе выдоха, а наименьшая во время вдоха.

В соответствии с данными статистики для современных школьников характерны заболевания органов дыхания (15–50 %), такие как хронический бронхит (воспаление бронхов), хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, фарингит – воспаление слизистой гортани;

трахеит – воспаление трахеи, пневмония – воспаление легких (чаще имеющая хроническое течение) и бронхиальная астма. В последние годы увеличился также процент детей с туберкулезом легких, который можно назвать социальным заболеванием и связан с неудовлетворительными санитарно-гигиеническими и экономическими условиями жизни (нищета, грязь, плохое питание, редкое пребывание на солнце и др.).

Заболевания вызываются гноеродной микрофлорой (пневмококки, стрептококки, стафилококки), которая активизируется в ослабленном организме и вызывает заболевания, склонные к хроническому течению с возможным астматическим компонентом.

Основными симптомами, характерными для заболеваний органов дыхания, являются: одышка (частное поверхностное дыхание), удушье (затрудненное дыхание), кашель сухой или с выделением мокроты, возможно с кровью, боли в грудной клетке.

Эти симптомы развиваются вследствие гипоксии (недостатка кислорода), которую организм старается компенсировать гипервентиляцией, когда изменяется частота, глубина, ритм и характер дыхания, и усилением кровообращения (увеличение скорости кровотока, минутного обмена крови).

Причины, приводящие к нарушению газообмена, следующие: нарушение проходимости дыхательных путей из-за скопления мокроты, спазма бронхиол, из-за сдавления их рубцом или опухолью; уменьшение дыхательной поверхности легких вследствие накопления воспалительного экссудата в альвеолах, из-за опухоли, спадения участка легких (ателектаз), когда подводящий к нему бронх сдавлен или закрыт;

Комплекс упражнений при детском ревматизме

ухудшение эластичности легочной ткани из-за растяжения (вздутия) легких (эмфизема) как результат хронического заболевания или возрастных изменений; нарушение диффузии газов через легочную мембрану. При хронических заболеваниях легочная ткань замещается соединительной тканью (пневмосклероз) и становится менее проницаемой для кислорода и углекислого газа, ограничивается подвижность грудной клетки и легких из-за слабости дыхательных мышц или скопления жидкости в плевральной полости.

Основные направления в лечении заболеваний дыхательных путей: изменения двигательного режима в зависимости от остроты процесса; лекарственное лечение (антибиотики, отхаркивающие и др.); кислородотерапия; физиолечение; лечение климатом; диетотерапия; ЛФК и массаж.

ЛФК и массаж. Применение с лечебной целью физических упражнений определяется следующими моментами: физические упражнения возбуждают дыхательный центр (тонизирующий эффект), улучшается вентиляция, газообмен, ликвидируется гипоксия.

Кроме того, физические упражнения усиливают крово– и лимфоток в тканях, быстрее рассасываются воспалительные очаги, предупреждаются осложнения (спайки, склеротические изменения) – трофический эффект.

Относительно здоровые участки легочной ткани стараются функционально обеспечить потребности организма (компенсаторный эффект). Физические упражнения поддерживают эластичность легочной ткани, улучшается диффузия газов.

Специальные физические упражнения (с акцентом на отдельных фазах дыхательного цикла, с урежением, углублением дыхания укрепляют дыхательные мышцы (нормализующий эффект). При этом дыхание становится более полным, равномерным, с нужной глубиной, с правильным соотношением вдоха и выдоха.

Нормализуются вентиляция легких и газообмен в тканях, внешнее дыхание. Улучшается использование кислорода тканями. Более полноценный дыхательный акт закрепляется по типу условного рефлекса. Специальные физические упражнения оказывают очищающее действие, так как легче отходит мокрота (дренажное действие). Физические упражнения адаптируют человека к бытовой и трудовой деятельности.

Обязательным правилом является применение общеукрепляющих и специальных упражнений. При этом следует учитывать, что общеукрепляющие движения улучшают функцию всех систем, в том числе и дыхательной. Необходимо выработать правильное сочетание ритма дыхания и движения путем многократного их повторения.

Обучение правильному дыханию необходимо начинать в покое, затем осваивать его в движении (сначала в ходьбе, потом в беге). Дыхание должно быть исключительно носовым. Специальные упражнения укрепляют мышцы, улучшают дыхание и в покое, и в движении.

Для разных частей легких их нужно выполнять в определенном исходном положении. Например, и. п. руки за голову или руки вверх улучшают вентиляцию нижних долей легких; и. п. руки на пояс – верхушек легких; и. п.

лежа на боку – для верхней доли легкого; и. п. лежа с согнутыми ногами облегчает диафрагмальное дыхание; и. п. сидя облегчает реберное дыхание. Для улучшения дренирующего (очищающего) эффекта следует чаще менять исходные положения, в том числе использовать специальные дренажные упражнения и приспособления: на наклонной плоскости; подскоки; перекаты; постукивание по грудине, вибрационный массаж.

При выполнении специальных упражнений не желателен быстрый темп, так как увеличивается частота дыхания, возрастают потери углекислоты, что отрицательно влияет на функциональную активность пораженных органов.

Специальные дыхательные упражнения могут быть: динамическими, статическими, активными, пассивными. Общим правилом для выполнения дыхательных упражнений является активизация выдоха. При выполнении пассивных дыхательных упражнений инструктор, стоя сбоку, кладет ладони на грудную клетку, подстраивается под ритм дыхания больного.

Затем на выдохе вибрирующими движениями сдавливает грудную клетку, усиливая выдох. Вначале слабо, затем сильнее. Через 2–3 дыхательных цикла меняется положение рук инструктора на грудной клетке и животе.

На вдохе тоже можно оказывать небольшое сопротивление. Надавливания делаются 6–7 раз, затем 5–6 раз дыхание больного осуществляется свободно, затем повторяется надавливание. Данная процедура длится 10–12 мин.

Упражнения для верхнего плечевого пояса тоже относятся к специальным, так как укрепляют вспомогательные дыхательные мышцы. Упражнения в расслаблении являются специальными. Они снимают спазм мышц бронхов, используются при спазматических состояниях.

К дыхательным упражнениям относятся также: упражнения в ровном ритмичном дыхании; с изменением типа дыхания (брюшное, грудное, смешанное); с изменением выдоха (удлинение выдоха, пауза на выдохе, сопротивление на выдохе, толчкообразный выдох;

произношение звуков на выдохе); с паузой на вдохе; с облегчением вдоха, выдоха; с увеличением вентиляции отдельных долей легкого; с выдохом в воду, через сжатые губы, зубы, с надуванием шаров, через одну ноздрю.

Немедикаментозные методы лечения (массаж, физио– и гидротерапия) нашли широкое применение в терапии заболеваний органов дыхания. Наибольшее распространение получил массаж. Он оказывает противовоспалительное, противоспазматическое, анальгезирующее действие; нормализует психоэмоциональное состояние, сон, иммунитет, обменные процессы в тканях и т. д.

Таблица 9

Инновационные направленные физические упражнения, рекомендуемые к применению в стадии выздоровления

Лечебная физкультура при детском ревматизме

Основными задачами лечебной физкультуры при детском ревматизме являются повышение тонуса и снижение сенсибилизации организма, совершенствование компенсации за счет активности внесердечных факторов кровообращения, а также адаптация к физическим нагрузкам.

Цель ЛФК добиться повышения эмоционального тонуса больного ребенка ревматизмом, за счет физических нагрузок укрепить нервную систему, функцию дыхания, подвижности в суставах, улучшить кровообращение и нормализовать обмен веществ детского организма.

  1. В сочетании с дыханием начинаем комплекс упражнений с ходьбы до 1-2 минуты.
  2. Одна рука вверху и сжата в кулак, другая внизу и на каждый шаг поочередно делаем рывки руками, далее поменяли руки – до 6-8 раз.
  3. Руки вытянули вперед: делаем два рывка в стороны согнутыми руками, далее два рывка прямыми – 4-6 раз.
  4. Отводим руки в стороны, согнули в локтях: делаем четыре круговых движения вперед, затем четыре назад – 2-3 раза.
  5. Обхватили плечи пальцами рук: делаем четыре круговых движения плечами вперед, далее четыре назад – 2-3 раза.
  6. Спортивная ходьба 1 минута.
  7. Легкий бег: — руки на поясе и делаем захлёсты голени назад;

Комплекс упражнений при детском ревматизме

— руки за головой, приставным шагом поочередно сначала правым боком, затем левым. Повторяем 2-3 минуты.

  1. Спортивная ходьба 1 минута.
  2. Восстанавливаем дыхание обычным шагом 1-2 минуты.
  • Самой важной составляющей при лечении и восстановлении детского организма при ревматизме это правильное сбалансированное питание. В зависимости от тяжести заболевания, следует соблюдать диетотерапию, которую подбирает ваш лечащий врач. Продукты должны содержать витамины: А, С, Е, (овощи и фрукты, орехи, оливковое масло и т.д.). Как показала практика, в большинстве случаях ревматизм развивается чаще у детей с недостатком этих витамин. В рацион необходимо включить в качестве заправки к овощным блюдам лимон или ревень. Противовоспалительное действие оказывают продукты, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты: лососевые, сардина, скумбрия. Для уменьшения мышечных болей показан селен: пивные дрожжи, куриные яйца, каши, рыбий жир и т.д. Не следует употреблять продукты содержащие, сахар, белый хлеб, тяжело перевариваемую пишу, жирные продукты, следует воздержаться от продуктов содержащих соль и острых специй, а также исключить крепкий черный чай.
  • Среди лечебно-профилактических мероприятий немаловажную роль при ревматизме отводится санаторно-курортному лечению, но данное решение должно быть опять же согласовано с лечащим врачом и в неактивной фазе заболевания через 6-8 месяцев после первичного или повторного диагностирования. Только врач может дать рекомендации, в какой период болезни поездка целесообразна.
  • В профилактических целях необходимо подключить метод закаливания детского организма. Следует помнить, что процедура должна быть регулярной, с постепенным усилением дозировки и продолжительностью. Ребенок учится приспосабливаться к резкому перепаду температуры, влажности, к физическим и умственным нагрузкам. При систематическом закаливании в организме повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям, а значит возможность исключения повторных осложнений.
  • ЛФК, на всех этапах восстановления показаны при ревматизме. Записав ребенка на определенный вид спорта, следует помнить, что нагрузки не должны превышать возрастных и индивидуальных особенностей вашего ребенка. Регулярная утренняя гимнастика, правильно подобранный комплекс упражнений, подвижные игры, благоприятным образом влияют на эмоциональное состояние, улучшение обмена веществ, восстановление функции сердечно-сосудистой системы, стимулирует комфортному физическому развитию.
  • В учебный период по согласованию с врачом устанавливается учебная нагрузка для школьника. В острый и подострый период ребенка необходимо освободить от занятий в школе. Организм ребенка быстро утомляется, он становится вялым. Важен контроль над занятиями физкультурой. Лечащий врач, при осмотре ребенка и определения его состояния принимает решение освободить на определенный период от физкультурных занятий в школе, либо исключить определенные виды нагрузок.

More from my site

  • Упражнения при нарушениях осанки и сколиоза у детей
  • Лечебные упражнения при спаечной болезни
  • Упражнения при тяжелой степени косолапости у детей
  • Упражнения при врожденной косолапости у детей на начальной степени
  • Лечение простатита
  • Пневмония – методы лечения и профилактики

Лечение положением

Метод лечения ревматоидного артрита «положением» тоже относят к ЛФК и используют при выраженных поражениях, когда пациент практически лишен возможности передвигаться и в основном находится в кровати. Также его следует проводить в периоды обострений заболевания.

В чем его суть? Матрас, на котором лежит пациент, должен быть ровным и жестким, желательно использовать специальный ортопедический. У стоп должна быть опора, для этого можно использовать либо передвигающуюся спинку кровати, либо подставку. Хотя бы раз в час нужно менять положение тела, при необходимости с помощью другого человека.

Если начинают формироваться контрактуры – накладывают специальные лонгеты (твердые полоски из пропитанных гипсом бинтов). Если это выполнить затруднительно – можно использовать валики, грузы и другие приспособления.

Adblock
detector