Болит живот

Как восстановить речь после инсульта – методы реабилитации и профилактика

Как восстановить речь после инсульта?

Речь после инсульта

Сроки восстановления речи зависят от величины повреждения в головном мозге тех зон, которые отвечают за речь. Соответственно, чем больше степень поражения, тем хуже и медленнее восстанавливается речь после инсульта.

В течение одного года после перенесенного заболевания этот процесс происходит наиболее интенсивно, а со временем он все больше замедляется. Со временем человек приспосабливается к оставшимся дефектам речи.

Родственники и знакомые, находящиеся в окружении больного, должны относиться к нему с пониманием. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать его речевой изоляции и предоставлять самому себе.

Для того чтобы быстрее восстановить речь после инсульта, необходимо с больным больше общаться, обсуждать с ним возникшие проблемы, приглашать для участия в общих беседах.

логопедические упражнения со специалистом

Нарушение речи при инсульте.

Любое нарушение речи при инсульте вполне устранимо. Самое главное – правильный подбор метода восстановления речи. В зависимости от характера нарушения речи диагностируют сенсорную афазию и моторную афазию.

При моторной афазии человек способен воспринимать речь окружающих на слух и понимать ее. Но самому четко формулировать свои мысли и произносить слова ему не по силам.

При сенсорной афазии больной полностью теряет способность воспринимать речь окружающих. Собственная речь такого пациента не контролируется. Он может говорить, но, как правило, бессвязно.

Навыки письма в основном отсутствуют. Только сохраняется способность к чтению, без восприятия прочитанного материала. Речь после инсульта сопровождается жестикуляцией и экспрессивной мимикой, а также она лишена смысла.

Нарушение речи после инсульта отрицательно сказывается на психике больного. Он становится агрессивным, теряет адекватность при восприятии окружающего мира, а также часто становится плаксивым и раздражительным.

После перенесенной болезни становится актуальным вопрос о том, как восстановить речь после инсульта. Сразу после стабилизации больного следует с ним выполнять ряд самых простых упражнений.

Для качественного и быстрого восстановления речи необходимо заниматься с логопедом, который может предложить назвать все предметы, изображенные на карточках.

Также этот специалист научит таким способам компенсации нарушения речи, как язык жестов. Рекомендуется, чтобы все члены семьи относились к больному, как к взрослому человеку и не избегали с ним речевых контактов.

Инсульт – это очень серьезное заболевание. Поэтому родственникам больного придется запастись терпением и проявить максимум понимания, участия в его реабилитации. Ведь четкая речь – неотъемлемая часть индивидуальности каждого человека.

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Занятия с логопедом

С вопросом, можно ли восстановить речь после инсульта, все понятно, да это вполне возможно. Следующим вопросом, которым задаются сами пациенты и их близкие, является начало восстановительного процесса, то есть в какое время нужно начать процесс восстановления речи.

Здесь можно отметить, что на полное или максимально частичное восстановление речи после инсульта в среднем тратится достаточно много времени. В некоторых случаях терапия занимает несколько лет, нередко положительного результата можно достигнуть примерно через три месяца.

Можно восстановить речь полностью после того, как она была серьезно затруднена или полностью отсутствовала.

Чем раньше начать лечебные и восстановительные мероприятия, тем большего положительного результата можно будет достигнуть.

Пациенту будут обозначены особенности упражнений, частота занятий, возможность комбинирования и чередование разных методик. При самостоятельном восстановлении речи, важно опираться на рекомендации специалистов и первые занятия проводить под его контролем.

Самолечение в данном случае не приведет к положительным результатам в решении такого вопроса, как восстановить речь после инсульта.

Большая часть больных с острой апоплексией артериальных бассейнов имеют клинические особенности афазии. Языковая функция у многих улучшается через 6 месяцев. Однако после инсульта только у 12-18% пациентов имеется афазия.

Афазия

Наибольшее улучшение у пациентов с афазией происходит в первые 2-3 месяца, причем скорость восстановления снижается через 6 месяцев. Скилбек и его коллеги сообщили, что пациенты с афазией продолжают демонстрировать позднее улучшение языковой функции более чем через 1 год после потери речевой функции.

Пациенты, которые классифицируются первоначально как имеющие афазию Брока, имеют переменные результаты. У пациентов с крупными очагами полушария афазия Брока сохраняется с небольшим выздоровлением.

Пациенты с меньшими поражениями демонстрируют раннее прогрессирующее улучшение, но ухудшение может развиться в более мягкую форму афазии с аномалией и затруднением в поиске слов.

Коммуникативная способность пациентов, которые изначально имеют глобальную афазию, улучшается в течение более длительного периода времени, до года или более.

Пациенты с глобальной афазией, связанные с большими поражениями, могут проявлять лишь незначительное выздоровление, но восстановление может быть хорошим у пациентов с меньшими повреждениями. Степень восстановления языка, связанная с афазией Вернике, переменная.

Восстановление речи после инсульта осуществляется с помощью лекарственных и инвазивных средств: внутривенное введение tPA, внутриартериальное вмешательство, каротидная эндартерэктомия и стентирование.

Эндартерэктомия

Речевая терапия – основа ухода за пациентами с афазией. Время и характер вмешательств для афазии различаются. Рандомизированные исследования ограничены, а восстановление в определенной степени – норма, но в нескольких исследованиях указывается, что речевая и языковая терапия улучшает клинические исходы у пациентов с афазией.

  • Важна психологическая поддержка. Многие пациенты с афазией имеют депрессию. Тщательная диагностика, лечение и эмоциональная поддержка ценны.
  • Существуют специальные методы лечения пациентов, имеющим нарушение речи при инсульте: с аграмматизмом, отсутствием синтаксиса и интонационной способности. Эксперты согласны с важностью логопедической терапии при афазии. Исследования показали, что интенсивная артикуляционная гимнастика после инсульта может быть более эффективной, чем продолжительный курс спорадической терапии.
  • Лечение афазии считается экспериментальным; дофаминергические, холинергические и стимулирующие препараты, но в больших исследованиях не видно пользы. В первичной прогрессирующей афазии лекарственные средства, используемые для лечения болезни Альцгеймера, не признаны полезными. Было показано, что антидепрессанты SSRI помогают при эмоциональных или поведенческих проблемах.
  • Сообщалось о небольших клинических испытаниях лечения афазии. Они предлагают пользу, сравнивая достаточно хорошо с доказательной терапией для неврологических заболеваний, связанных с наркотиками. Большой интерес представляет вопрос, имеет ли комбинация медикаментозная терапия и речевая терапия больший выигрыш, чем комбинация легочной терапии.
  • Для лечения афазии применяются новые технологии. Несколько ранних исследований показывают преимущества транскраниальной магнитной стимуляции у пациентов с афазией.
  • В двойном слепом, плацебо-контролируемом, параллельном исследовании группы Бертиера наблюдали влияние манфатина и афазийной терапии на хроническую постфазную афазию. Только таблетки Мемантина и CIAT улучшали афазию по сравнению с плацебо, но лучшие результаты наблюдались при сочетании мемантина и CIAT. Благоприятные последствия продолжались с долгосрочным наблюдением.
Мемантин

Как упоминалось выше, лечение подбирается индивидуально с учетом типа афазии и характера течения болезни, возраста пациента и сопутствующих патологий.

  • тотальная. Проявляется в первые дни от инсульта, когда пациент ничего и никого не помнит;
  • моторная. Проявляется после тотальной, если состояние улучшается. Пациент начинает понимать обращенные к нему слова, но не может ответить или говорит спутанно;
  • сенсорная. Пациент не может понять смысл некоторых слов, не распознает слоги и звуки, а родной язык звучит в его ушах, как иностранный, который он никогда не изучал.

Как восстановить речь после инсульта – методы реабилитации и профилактика

Какой бы инсульт, геморрагический или ишемический, не стал причиной нарушений речи, от пациента потребуется максимум усилий для восстановления утраченной функции.

Сразу оговоримся, что ни старания больного восстановить речь, ни затраченные средства на профессиональную логопедическую помощь, результата не принесут, если не учитывать следующие обстоятельства:

  • Степень тяжести перенесенного заболевания;
  • Необходимость систематической медикаментозной терапии.

Некоторые источники указывают, что мероприятия по восстановлению речи после перенесенного инсульта следует начинать чуть ли не с первой недели заболевания.

Этот подход в корне неверен. В первые 7 дней, которые считаются острым периодом инсульта, вопрос о восстановлении речи не стоит, имеет место лишь исход заболевания.

Смертность от инсульта очень высока и достигает чуть менее 40% от всех случаев. Поэтому первые недели – это настоящая борьба с недугом. А вот восстанавливать речь пациент начнет уже после выписки из стационара, в комплексе с другими мероприятиями реабилитации.

Полное отсутствие или нарушение речи носит понятие афазии. Различают следующие виды афазий после ишемического инсульта:

  1. Тотальная. Речь отсутствует совсем. Часто полное отсутствие речевой функции сочетается с нарушением узнавания близких, понимания окружающих событий.
  2. Сенсорная (афазия Вернике). Нарушение, при котором пациент не может понять речь других людей. Воспринимает родной язык, как иностранный.
  3. Моторная. Пациент понимает, что ему говорят, реагирует в ответ. Речь представлена отдельными звуками.
  4. Амнестическая. Пациент не может называть окружающие предметы. Из личного словарного запаса ему трудно выбрать соответствующее слово.
  5. Семантическая. Больной не понимает сложно построенные предложения, сравнения, синонимы. При обращении к такому человеку следует использовать простые предложения.

Другие нарушения речи

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед. При назначении терапии, специалист ориентируется на результаты предварительных обследований. Так, пациенты, у которых парализована левая сторона тела, имеют более благоприятный прогноз лечения.

Обычно парализация происходит в зеркальном отражении от поврежденного участка мозга. Следовательно, мозговые ткани, отвечающие за речь, и расположенные в левом полушарии, остались неповрежденными.

О поражении речевого центра головного мозга свидетельствует правосторонний парализ. Поэтому, пациенты, у которых парализована правая сторона, имеют более неблагоприятный прогноз.

Сроки восстановления речи напрямую зависят от степени поражения мозговых тканей и локализации кровоизлияния. Речевая терапия назначается сразу после того, как пациент пришел в сознание. Раннее лечение увеличивает шансы на полное восстановление.

Время восстановления речи после инсульта можно сократить к минимуму, если приступить к занятиям с логопедом уже на 1-3 неделе после приступа. Одновременно с логопедической помощью, специальными упражнениями и приемами, назначаются медикаментозные препараты, улучшающие речь.

Курс терапии направлен на восстановление функций поврежденных тканей. Новые методики логопедии постинсультных больных предусматривают использование сразу нескольких лечебных приемов, для поддержания пациента:

  • Диагностика афазии в ранней стадии инсульта – было замечено, что на результаты терапии непосредственно влияет точное определения масштабов и локализации поражения. Возможность обнаружить ранние нарушения существенно улучшает общий прогноз.
    На данный момент около 30% всех пациентов, у которых отнялась речь, утраченные функции восстанавливают до выписки из больницы.
  • Психологическая помощь – нейропсихологические механизмы нарушения речи инсультных больных связаны с возникновением у пациента ощущения, что произошедшие изменения являются необратимыми. Потеря оптимизма является критичной.
    Психологическая помощь включает назначение антидепрессантов и препаратов для улучшения сна, а также личных бесед с пациентом. Больному и его родственникам необходимо внушить, что инвалидность по речи на сегодняшний день является скорее исключением, чем правилом.
  • логопедические приемы Логопедические приемы – методика работы логопеда требует поддержания тесной коммуникации с неврологом. Обязательно назначаются препараты, способные восстановить нарушенные функции мозговых тканей. Широко используются нейропротекторы, а также антикоагулянты.
    Восстановление речи надо начинать с растормаживания произносительной стороны речевой функции. Медикаментозные препараты помогают справиться с определенными трудностями. Но прием препаратов не может заменить занятий с логопедом для восстановления речи после инсульта.

Устранение нарушений развернутой фразовой речи, даже после выписки, проходит исключительно под руководством логопеда. Хорошие результаты приносит использование музыкотерапии и регулярный прием ноотропных протекторов.

причина утраты речевой функции

Внезапное замедление речи в период восстановления может указывать на повторный инсульт. Необходима госпитализация и дополнительное обследование у специалиста.

В большинстве случаев, восстановление речи после инсульта наблюдается в домашних условиях. Причем происходит это неожиданно, как для самого пациента, так и его близких родственников.

Быстрее восстановить речь после инсульта поможет использование следующих рецептов народной медицины:

  • мумие для реабилиатции Мумие – принимать состав необходимо по 1,5 – 2 мг. на ночь в течение двух недель. Требуется провести 2-3 курса, с перерывом по 5 дней.
  • Хвойные ванны – длительное отсутствие улучшений речевой функции, при восстановлении подвижности, говорит скорее об психоэмоциональной проблеме. Для стабилизации эмоционального фона помогут ванны для ног с использование хвои. Эфирные масла, содержащиеся в хвое, оказывают расслабляющее влияние.
  • Еще одно народное средство для восстановления речи после инсульта, связано с использованием отвара, и спиртовой настойки из шишек сосны, кедра или ели. Полезное и укрепляющее воздействие на ткани оказывает даже варенье, изготовленное из шишек.

Методы народной медицины направлены на восстановление функции мозговых тканей. Так как некоторые травы и растения имеют противопоказания, перед применением следует проконсультироваться с лечащим врачом.

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт, включает не только работу по восстановлению утраченных речевых функций.

Восстановление речевой функции после перенесенного инсульта

Кровоизлияние приводит к атрофии мышечной системы. Нередко у пациента наблюдается онемение языка. Логопед проводит регулярную стимуляцию всех речевых зон.

Регулярное проведение сеансов логопедического массажа способствует быстрому восстановлению пациента.

После выписки потребуется продолжать выполнять артикуляционные упражнения. Практические логопедические занятия по восстановлению речи в домашних условиях помогут постепенно улучшить состояние пациента, даже в тех случаях, когда результат не был очевиден во время медикаментозной терапии и занятий с логопедом.

Упражнения для восстановления и развития речи после инсульта включают в себя следующее:

  • упражнение для восстановления голоса Артикуляционная гимнастика для языка – пациенту, стоя перед зеркалом, рекомендуется выполнить несколько простых упражнений. Скрутить язык в трубочку, облизать губы круговыми движениями, попытаться достать им до носа или подбородка.
  • Комплекс логопедических речевых упражнений – включает использование скороговорок, произношения сложных слогов и заучивание определенных отрывков текста. Назначение речевых упражнений происходит исключительно под руководством врача.

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли.

Как восстановить речь после инсульта – методы реабилитации и профилактика

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций.

Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет.

Более точно определить вид речевого расстройства и какого плана нарушения произошли в организме, может только специалист. Как правило, это профессиональный логопед.

В процессе обследования врач может определить следующие виды нарушения речи:

  1. Основные виды нарушения речиСенсорная, при которой человек не понимает речь, ничего не воспринимает и совсем не различает звуки.
  2. Моторная. Здесь речь воспринимается вполне адекватно, но при этом человек не в состоянии самостоятельно издать ни звука.
  3. Амнестическая. Человек после инсульта не может вспомнить, как называются предметы или действия, по этой причине не может их произнести.
  4. Динамическая. При развитии ее теряется связь, возникающая между словами.
  5. Семантическая. Это самая легкая форма, которая выражается просто в неспособности понять смысл сложных предложений и пословиц.

При любой форме послеинсультной потери речи нужно наблюдаться у логопеда. Врач назначит специальные упражнения и расскажет об эффективных методах ее восстановления.

Врач будет прослеживать динамику процесса и вносить соответствующие изменения, направленные на решение вопроса, как вернуть речь.

Если своевременно начать восстановительные процессы, такие неприятные симптомы, как потеря возможности разговаривать и невнятная речь, достаточно быстро уходят, и человек начинает полноценно общаться с окружающими.

Современная медицина предлагает большое количество разных методик, направленных на восстановление основных речевых функций. Профессиональный логопед подберет особую методику для каждого конкретного случая.

Вот самые популярные и действенные упражнения, которые помогут достаточно быстро восстановить речь после инсульта:

  1. Основные упражнения при нарушениях речиУпражнения с применением кубиков, с карточками лото, на которых изображаются буквы, цифры или разные картинки. Пациенту нужно называть обозначенную на предмете информацию. Изначально работа осуществляется с буквами, потом со словами, а потом с предложениями.
  2. Можно использовать подписанные изображения, которые человек будет читать по буквам. Подобные подписи лучше делать отдельно от изображений, чтобы пациент имел возможность подбирать к каждой картинке свое индивидуальное название. С каждым занятием количество таких картинок нужно увеличивать.
  3. При моторной афазии нужно делать специальные артикуляционные упражнения при помощи языка, губ и мышц лица. В таких занятиях стоит задействовать как можно больше мышц. Нужно использовать большое количество разных упражнений, делая их максимально разнообразными. В процессе развития такие упражнения можно дополнять звуками.
  4. При сильной афазии можно использовать проговаривание определенных последовательностей. Это может быть алфавит, порядок чисел и дни недели. Больному в процессе первых занятий стоит повторять движения ртом и губами, а потом начинать произносить слова вместе с напарником.
  5. Вычитка текстовЕсли уровень нарушения речи не очень серьезный, можно заниматься вычиткой небольших текстов, их пересказыванием, потом можно произносить скороговорки для развития речи и дикции взрослых после инсульта.
  6. Очень хорошо при восстановлении речи помогают занятия письмом. Это идеальная возможность восстановить не только речевой аппарат, но также работу рук.
  7. Особого положительного эффекта можно добиться в процессе пения любимых мелодий. Даже если не будет возможности выговаривать слова, автоматически будет оказано положительное воздействие на голосовые связки, а также на мышцы лица, которые также довольно часто страдают при инсульте.

Помощь логопеда на поздних этапах

Как восстановить речь после инсульта – методы реабилитации и профилактика

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки.

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен.

Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Виды афазии

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние.

«Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет.

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Сложности реабилитационного процесса

Сколько времени потребуется на восстановление и можно ли восстановиться после инсульта? Все зависит от множества факторов. Каков вид инсульта, насколько велика зона поражения мозга, какой именно участок пострадал, сколько времени прошло с момента приступа до попадания в стационар, была ли квалифицированно организована первая помощь и т.д.

В зависимости от сочетания разных условий процесс может занять от 2-3 месяцев до нескольких лет. Причем, если поражения мозга оказались существенными, то возможно лишь частичное восстановление различных функций.

Восстановительные мероприятия начинаются в условиях стационара. Потом эта забота перекладывается на плечи родственников. Придется восстанавливать кровоснабжение конечностей и всего тела, работать над речью, развивать ментальные способности, учиться заново ходить, обслуживать себя хотя бы на уровне простейших навыков: одеваться, держать ложку и т.д.

Грамотное восстановление всегда является комплексным: массаж и лечебная физкультура, использование медикаментов и средств физиотерапии, иглорефлексотерапия, тренажеры и занятия с логопедом и т.д.

Как восстановить речь после инсульта – методы реабилитации и профилактика

Немаловажным будет создание комфортной психологической среды, моральная поддержка близких. Все это вкупе станет и приемами восстановления после инсульта в домашних условиях, и одновременно профилактикой повторных приступов и осложнений.

Как только минуют дни кризиса, еще в стенах больницы, начинается работа по восстановлению способности к движению. Какие назначают процедуры после инсульта?

Огромная роль в этом процессе отводится лечебной физкультуре. Даже лежа пациент пытается производить простейшие посильные движения. С помощью родных и медработников начинает поворачиваться с боку на бок, поднимать и опускать конечности, производить иные манипуляции.

Если очаг поражение невелик, процесс идет быстрее, вскоре больному разрешать потихоньку привставать у кровати, а потом и начинать двигаться по палате с помощью ходунков.

Сложнее тем, у кого поражение мозга оказалось глубоким. Есть опасность образования пролежней, серьезной атрофии мышц, тут роль окружающих особенно велика. Помогать, брать на себя функции «сестер милосердия» придется родным.

И все это должно делаться в точном согласии с рекомендациями врача. Особенно, в части индивидуальной нагрузки. Вредно излишне жалеть больного, но и форсировать события, увеличивать нагрузку до непосильной значит подвергать своего близкого риску повторного инсульта. С еще более тяжелыми последствиями.

Врач даст точные советы по тем конкретным упражнениям, которые наиболее показаны в вашем индивидуальном случае. Подскажет дозу, даст иные советы, будут на связи, к нему можно и нужно обращаться в случае затруднений.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть комплекс упражнений по восстановлению после инсульта в видеоматериале. Врач по лечебной физкультуре рассказывает, какие делать упражнения дома, если больной уже может сидеть и появляются первые движения конечностей.

А по поводу индивидуальности нагрузок и вообще реакции организма расскажу такой реальный случай.

Приходила навещать родственницу в отделении сосудистых патологий. Ее соседками по палате оказалась колоритная бабушка 84 лет и женщина лет 50. Зрелая дама постоянно ныла, донимала родственников, требуя очередных подношений и нереальных проявлений заботы.

Она достала и соседей по палате, и медперсонал постоянными капризами и упреками. Домой ее уносили на носилках. Нянечки и сестрички облегченно выдохнули и перекрестились.

все, утром не встанет. Настало утро, бабушка села на кровать и громогласно возмутилась: «Ну, где они там, уху обещали, и не несут!» И попыталась встать к окну.

Как работать с речью? Еще сложнее дело обстоит с восстановлением речи и мыслительных процессов после инсульта Все это занимает несколько лет, и не всегда бывает абсолютно успешным.

Здесь, как и в случае с двигательными навыками, потребуется настойчивая, длительна работа, нужна система. Не занятия урывками, изредка, а именно планомерная работа.

Нервные клетки обладают высокой инертностью, «расшевелить» те, что расположены в области пораженного центра речи, будет непросто. Это надо понимать, быть реалистами. Что можно посоветовать из упражнений?

гимнастика

Просто разговаривать, пытаться произносить фразы, отдельные слова и даже звуки. А потом уже декламировать стихи и обращаться к иным более сложным речевым построениям.

Не надо начинать со скороговорок и просто сложных конструкций, восстановление должно идти логично. Как мы занимаемся с маленькими детьми? Учим азбуку, пытаемся оттачивать отдельные труднопроизносимые звуки, потом читать по слогам, и только дальше овладеваем целыми словами и предложениями. Так и здесь, принцип тот же.

Навык вернется скорее, если пытаться пропевать нужные фразы. Или просто петь любимые хиты, так речь рождается более естественно, легко.

Иногда потребуется помощь логопеда, который поможет делать специальную гимнастику речевого аппарата для восстановления нужных функций. Так, полезны сворачивание губ трубочку; движения языком вперед и обратно, облизывание губ языком по кругу и т.д.

Восстановление и улучшение памяти после инсульта –непростая, но очень важная задача. Начинать эту работу надо как можно раньше, как только снята опасность повторного инсульта.

В первую очередь врачи прибегают к помощи современных лекарственных средств, которые призваны поддержать пораженные нейроны. Для этого пациентам назначают внутривенно ведение ноотропов, то есть тех препаратов, что могут существенно улучшить метаболические процессы в мозговом веществе и параллельно позитивно повлиять на память.

На этапе амбулаторного лечения прием данных препаратов продолжается, только уже в виде таблеток. Самые часто назначаемые, они же, наиболее эффективные ноотропы — это тиоцетам, пирацетам, фезам, луцетам, ноотропил.

Их действие не бывает быстрым, необходим длительный курс лечения с постепенным накоплением результатов. Поэтому большую ошибку совершают пациенты, прекращающие прием лекарств вскоре после выписки.

Функционально-восстановительное лечение тоже важно. Это постоянная тренировка ментальных навыков, особенно, способности к запоминанию. Запоминать полезно номера телефонов, стихи, неплохо помогают различные настольные игры типа пазлов.

Пожалуй, самый важный и самый сложный аспект восстановления после инсульта — это преодоление стрессовой ситуации. Особенно, когда приступ случился в трудоспособном возрасте.

И далеко не всегда все «рассасывается» само собой. И даже постоянная поддержка близких не является гарантом успеха, хотя она и крайне важна. Приходится обращаться за профессиональной поддержкой специалиста, психолога или психиатра.

После первой энергичной эмоциональной реакции часто наступает апатия. Что называется, опускаются руки, ничего не хочется делать, человек безучастно ждет, что как-то все рано или поздно разрешится само собой.

Это самый негативный сценарий, такого «Обломова» трудно бывает переубедить, побудить тренироваться, заниматься саморазвитием. А зачем? Он уверяет себя и окружающих, что былого здоровья и трудоспособности не вернуть, а напрягаться постоянно, чтобы руки, ноги, мозг заработали хотя бы вполсилы, не считает нужным.

Особенно тяжело приходится тем, кто много работал, привык отвечать за себя и близких. Не все способны преодолеть этот кризис с болезненной «ломкой» самолюбия. Придется подключать и специалистов, и антидепрессанты.

Что поспособствует улучшению настроения? Та же двигательная активность, посильные дела по дому, даче, общение с детьми и внуками, общение. Замечательно, если не забудут коллеги, будут хотя бы звонить, советоваться, иногда забегать в гости.

Водные процедуры, прогулки, общение с природой, чтение, игры с внуками — все работает в комплексе. Главное — не терять ощущения нужности, не чувствовать себя обузой.

Мотивацией может стать хобби, для которого всегда не хватало времени. Допустим, рыбалка. Одного, конечно, нельзя отпускать, даже если ходить стал лучше.

Но семейная «вылазка» с удочками может стать великолепным сеансом психотерапии. Кто-то начнет учиться плести корзинки, делать игрушки или овладеет иными народными ремеслами.

Опять же, заниматься этим надо постоянно. Восстановление после инсульта — процесс не просто длительный, он пожизненный. Если этого не бояться, настраиваться на позитив, можно долгие годы жить вполне полноценно, интересно, учиться новому и радовать близких, самому наслаждаясь жизнью.

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Как проходит восстановление после инсульта, основные методы эффективного возвращения к нормальной жизни

Содержание

Восстановление после инсульта кровообращения в головном мозге — это первое, что понадобиться сделать в процессе лечения. Немало усилий потребуется приложить для эффективности процессов реабилитации, важно очень внимательно ухаживать за пострадавшим, предотвращать застой в легких, появление пролежней.

С этой проблемой помогает справиться массаж спины, ног и рук, он также позволит больному совершать глубокие выдохи и вдохи. Через определенные промежутки времени потребуется изменять положение тела пациента в постели.

Восстановление речи после инсульта, а также деятельности других систем и органов — это сложный процесс для любого человека. Люди, перенесшие легкую форму заболевания.

Максимальные изменения в лучшую сторону происходят в первые три месяца лечения, но впоследствии нельзя отказываться от проведения ежедневных занятий.

Сейчас в медицине имеются существенные доказательства того, что лечебный процесс после приступа в специальном медицинском учреждении улучшает клинические результаты.

Специально оборудованные отделения заметно отличаются от общих отделений в первую очередь тем, что в них устанавливаются особые клинические алгоритмы с целью диагностики, лечения и предотвращения осложнений.

Нарушение кровообращения в мозге провоцирует формирование очага поражения в нем. Центр этого очага представляет собой скопление отмерших нервных. А рядом с ним находятся практически неактивные клетки.

Своевременная терапия позволяет вернуть активность, в связи с чем, необходимо, чтобы пациент занял правильное положение и в такой позе проводить занятия лечебной гимнастикой.

Физические нагрузки помогают нервным клеткам переучиваться и в некоторой степени воспринимать на себя характеристики погибших элементов, компенсируя их отсутствие.

Также пострадавшим назначается курс лекарственной терапии, активизирующей временное нарушение подачи импульсов от одних нервных клеток к другим. Таким образом, устраняется преграда для функционирования тех или иных зон мозга.

Главное правило тренировок — это постепенное увеличение нагрузки. Если противопоказания отсутствуют, то пациентам разрешается делать массаж. Эффективными являются дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

С увеличением поражения коры головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат, тесно соотносится и рок восстановления после болезни. Чем больше поражается мозг, тем хуже возобновляется речь и возможность разговаривать.

Человек, перенесший приступ, изначально задается вопросом, как восстановиться после инсульта. С течением времени пациент приспосабливается к нарушениям речевой деятельности, поэтому близкие должны относить к этому с пониманием.

Для ускорения возобновления речи потребуется, как можно больше общаться с больным, начинать вести с ним беседу, обсуждать окружающие события и проводить простые упражнения.

Занятия для нормализации речи начинают после разрешения специалиста, примерно на первой или на второй неделе, когда без вреда психике пациент будет в состоянии перенести физические и эмоциональные нагрузки.

Работа специалиста заключается в постепенном восстановлении речевого аппарата благодаря карточкам, чтению букваря, произношению слов и слогов. Он обучает способам компенсации речи при помощи жестов, что поможет после инсульта быстрее восстановить речь.

Временами нарушения, спровоцированные инсультом, проходят довольно быстро, и уже через несколько месяцев человек может снова вернуться к привычной для него жизни и работе.

Правильная тактика того, как восстановить речь после инсульта, а также правильное проведение физических упражнений предполагает постоянство, длительность и систематичность.

По месту проживания пациент всегда находится под наблюдением участкового невролога, который назначает все необходимые упражнения и дополнительные процедуры. Большую помощь оказывают в специальных реабилитационных центрах.

Медиками была разработана особая программа для реабилитации и адаптации пострадавшего после инсульта человека. она составляется из нескольких этапов и может организовываться в домашних условиях, помогая больному в скором времени восстановить здоровье.

Такой процесс восстановления подобен тому, как развивается малыш в свои первые месяцы и годы жизни — сначала появляется координация движений в конечностях, затем он начинает садиться, поворачиваться, вставать и, наконец, ходить.

Одновременно улучшается контроль выделительных функций. Вместе с двигательными навыками формируются и социальные навыки, такие как речь, возможность самостоятельно употреблять пищу, умываться, одеваться, осваивать бытовую технику, обживая всё пространство квартиры.

Почти это же самое происходит и с человеком после инсульта. Ему нужно заново учиться ходить, говорить, что требует большого терпения, усидчивости, выдержки и характера, а главное поддержки близких людей.

Для предупреждения развития инсультов людям рекомендуется вести здоровый образ жизни, соблюдать рекомендованное им питание, вовремя посещать врача для медицинского обследования.

Помимо этого потребуется уделять внимание терапии хронических болезней, провоцирующих приступ инсульта, например, сахарный диабет, поражения сердца и т.п.

По возможности следует избегать стрессов и полностью отказаться от курения. Уменьшение массы тела тоже уменьшает риски развития данного тяжелого заболевания.

При этом физические упражнения, но только посильные нагрузки будут способствовать предотвращению проблем мозговой деятельности, тем самым помогая провести профилактику болезни.

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения.

Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Основные рекомендации для проведения упражнений

Если пациент является эмоционально угнетенным, занятия с ним могут сопровождаться определенными трудностями. Сложность состоит в том, что к человеку возвращается сознание, и он начинает понимать, что не в состоянии что-то сказать.

  1. Не стоит общаться с больным так, будто он приговорен к пожизненной инвалидности. Сохраняйте спокойствие и соблюдайте должный уровень внимания. Важно, чтобы был настрой на скорую поправку и сдвиги в положительном русле.
  2. Не подпускайте к человеку, перенесшему инсульт, безразличных окружающих. Все эмоции, направленные на него, должны быть максимально добрыми и позитивными.
  3. Важно включать тихую музыку и останавливаться на любимой радиостанции больного.
  4. В диалоге необходимо вести себя так, чтобы больной был заинтересован. Подчеркивайте тот факт, что мнение этого человека представляет для вас и для ситуации в целом особую важность.
  5. Контролируйте факт слуховой нагрузки в месте, где пребывает больной. Телевизор и радио не должны быть навязчивыми и громкими, ведь излишний шум является крайне утомительным.

Это основные советы, как восстановить речь после ишемического инсульта, стоит обязательно их придерживаться, и результат не заставит себя долго ждать.

Анализ крови после инсульта

Люди, которые перенесли такую страшную патологию, чаще всего находятся в эмоционально угнетенном состоянии. Из-за этого с ними довольно трудно работать.

Ведь страшно даже представить ситуацию, когда пациент приходит в сознание и с ужасом понимает, что потерял способность говорить и понимать других людей.

Поэтому логопед после инсульта не должен сразу же навязываться со своими упражнениями. Должно пройти некоторое время, в течение которого человек будет проходить курс реабилитации всего организма.

Специалисты рекомендуют родственникам больного следующее:

  • Ни в коем случае нельзя обращаться с пациентом так, как будто он обречен на то, чтобы стать неполноценным человеком. Необходимо общаться с ним спокойно, проявляя особую внимательность. Нужно постараться убедить его, что терапия и гимнастика после инсульта обязательно дадут положительный результат, поэтому нельзя от них отказываться.
  • Необходимо следить за тем, чтобы все навещающие люди дарили исключительно добрые эмоции.
  • В процессе лечения не стоит забывать про музыку, она должна быть тихой и обязательно нравиться человеку. Никакого лишнего шума быть не должно, так это может только раздражать и утомлять больного.

Как восстановить речь после инсульта? Этим вопросом задаются все родственники человека, который перенес эту болезнь. Главное помнить, что это требует множества усилий и терпения.

Упражнения для восстановления деятельности речевых зон проводит логопед, также это возможно делать в домашних условиях. При проведении терапии человек должен чувствовать, что его состояние небезразлично для окружающих, что его все любят и готовы сделать все, лишь бы он быстрее выздоровел.

Афазия

Важно в домашних условиях выполнять постоянные упражнения, потому что восстановление речи после инсульта без надлежащей терапии может длиться несколько десятков.

Вначале больной должен в замедленном темпе произносить простые звуки. Постоянная тренировка нужна для активации нейропластичности – позволяет мозгу перестроиться и возобновить прежнюю функцию.

Потом усложнять тренировку и добавлять новые методики развития речи, чтобы научиться правильно выговаривать целые слова. Ежедневные лечебные занятия способны вернуть речевые функции.

Восстановление после инсульта

Замедлить процесс восстановления может лень. Развитие навыков требует долгого и упорного труда от пациента. Необходимо каждый день несколько раз делать предписанные упражнения дома.

Иначе можно полностью потерять речь и получить расстройство, которые будет называться афазией. Многие задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях и народными средствами?

Самолечение и любые «практические» рекомендации могут навредить при таком тяжелом недуге. Утрата функции обусловлена органическими поражениями, поэтому ни одно народное средство не ускорит выздоровление.

Корень женьшеня

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
Занятия с логопедом

Важно объяснить больному значение и методику упражнений

«Языковые» упражнения:

  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.

Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:

  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью.

При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью.

Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Народная медицина после инсульта

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях, особенно на первоначальных этапах, лучше проводить под контролем специалистов. Это важно по той причине, что в процессе восстановления необходимо придерживаться определенных правил.

Среди самых основных правил и условий, которых четко придерживается специалист, можно отметить:

  1. Правила проведения занятийЛюди, перенесшие инсульт, часто находятся в депрессивном состоянии. По этой причине разговаривать в ними нужно, не замечая никаких проблем с речью. Очень важно прийти к убеждению, что без специальных упражнений и регулярных занятий восстановить речь не получится.
  2. В процессе занятий с больным человеком нужно помнить о том, что одновременно с речью может быть нарушен и мыслительный процесс.
  3. При разговорах нужно проявлять максимальное терпение, так как человеку будет сложно сосредоточиться на произнесении определенных звуков. В процессе занятий больного нельзя перебивать, а также договаривать раньше времени за него слова.
  4. В процессе занятия нескольким людям не нужно разговаривать одновременно.
  5. Если какое-то слово произнести не получается, стоит пропустить его, отвлечь пациента или перейти на иную тему разговора.

Даже если по началу процесс восстановления идет сложно, не стоит опускать руки. Здесь важно постоянство и регулярность.

Пациенты, которые перенесли инсульт, с намного большим удовольствием делятся информацией и общаются. Все это намного быстрее восстанавливает функции речи, более того, помогает обзавестись новыми знакомствами.

Содержание

Оглавление: [скрыть ]

Процесс восстановления речи необходимо начинать как можно раньше. Лучше всего делать это сразу, как только состояние человека, перенесшего инсульт, стабилизировалось.

Не рассчитывайте на то, что уже после проведения первых упражнений вы получите хорошие результаты. Для их появления вам потребуется гораздо больше времени, чем для восстановления контроля над двигательным аппаратом.

Советы и приемы логопеда

Существует ряд рекомендаций, которые помогут близкому человеку быстрее восстановиться в этот нелегкий период. Детальный инструктаж родственники пациента получат у лечащего врача, но общие рекомендации можно прочесть ниже.

Человек после инсульта легче будет ориентироваться в бытовых предметах, если вызывать у него ассоциацию, для чего они предназначены. К примеру, можно рассматривать картинки со стульями, столом, качелями, книгами и спрашивать спокойно у человека – на чем из изображенных предметов сидят, из чего пьют и др.

Пациенты с сенсорной афазией испытывают трудности в отличие слов с одинаковым звучанием. Поэтому для занятий нужно нарисовать рисунки, чтобы человек мог показывать, о чем он пытается сказать.

Примеры такого созвучия: бочка — почка, том – дом. Желательно общаться с пациентом по очереди, если в помещении находится несколько человек, поскольку после инсульта слова и звуки сложно различить.

нельзя долго смотреть телевизор

После инсульта пациенту нельзя долго смотреть телевизор, максимум – 2 часа в сутки

Методы восстановления речи больного после инсульта

Пациентам с моторной афазией можно помочь, поощряя их на разговор. Чем раньше человек начнет вслух произносить слоги и слова, тем быстрее к нему вернется понимание речи окружающих.

Как только слова начнут выговариваться, нужно заинтересовать человека так, чтобы он с удовольствием занимался самостоятельно. К примеру, подготовить для него простые предложения с пропущенными словами, чтобы он мог восполнить пробелы. К примеру: кот … мышку, птица… песни.

Содержание

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена.

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

С самого начала логопедом проводится «размораживание» нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого — поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Прием у логопеда после инсульта

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид.

Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах.

Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Восстановление речи после инсульта

Если обратиться к специалисту, можно добиться оптимальных рабочих результатов, за которые больной поблагодарит вас самостоятельно очень скоро.

  1. Медик начинает знакомство и проверяет реакцию пациента на разные издания звука – громкий голос, шепот.
  2. Принцип работы заключается в постепенном усложнении выполняемых пациентом заданий.
  3. Врач не занимается тем, чтобы больной начал произносить слова и звуки по отдельности, важно, чтобы он стал ощущать их в рамках контекста и улавливал общую суть.
  4. Темы для общения должны быть увлекательными и значимыми для больного.
  5. Логопед должен начать фразу, в то время как пациенту необходимо удачно ее завершить. Некоторые из пациентов имеют хорошую реакцию на песни, поэтому начинают постепенно подпевать.

То, как восстанавливать речь после инсультного состояния, зависит от индивидуальной ситуации, но все приемы используются в целом.

Значительную помощь при терапевтическом процессе оказывает выполнение самостоятельных упражнений для восстановления речи после инсульта. Они нацелены на повышение свойств и особенностей артикуляции, возможность владения мышцами, которые принимают участие в общей речевой функции.

Такие вариации, к слову, являются крайне полезными и для здоровых людей, которые в силу своей профессии вынуждены говорить много и подолгу. Каждое действие должно повторяться 10 раз, после чего постепенно восстанавливается речевая функция.

  1. Необходимо вытянуть обе губы в «уточку» и задерживать их до такого состояния в течение нескольких секунд. Повтор – 10 раз.
  2. Нижняя челюсть должна захватывать верхнюю губу, это позволит расслабить все ротовые мышцы и почувствовать себя более уверенно в процессе обучения.
  3. Можно совершать попытки дотянуться верхней челюстью до области подбородка.
  4. Далее необходимо открыть рот как можно шире, вытянуть шею вперед и постараться на максимум высунуть язык. После этого можно предложить больному издать так называемое «змеиное шипение».
  5. Избавляясь от нарушений речи после инсульта в домашних условиях, можно предложить больному совершать облизывания губ посредством круговых движений в разные стороны. Аналогичные действия необходимо повторять при закрытом рте.

При перенесенном инсульте восстановление речи представляет собой сложный и кропотливый процесс, поэтому приготовьтесь к тому, что пройдет время, прежде чем больной восстановится в полной мере.

После перенесенного инсульта пациенту придется проходить несколько стадий восстановления речевой функции. В начале могут быть полное отсутствие и непонимание речи.

Уже после первых занятий по реабилитации возвращаются понимание слов и узнавание предметов. Следующим длительным периодом будет восстановление самой речи. Положительные результаты наблюдаются через полгода правильного лечения.

Логопедическая гимнастика

Восстановление речи после инсульта проводится по различным методикам, которые осуществляются с помощью врачей-специалистов и родственников больного. Кроме применения лекарственных препаратов, важными являются занятия с логопедом в стационаре, упражнения по восстановлению речи в домашних условиях, внимательное отношение, поддержка и хороший уход со стороны близких.

Занятия с логопедом

При работе с пациентом и решении задачи, как восстановить речь после инсульта, логопед придерживается следующих приемов:

  • проверяет, как человек реагирует на различные раздражители —шепот, тихий голос.
  • подбирает упражнения по принципу от простого к сложному заданию.
  • работает с пациентом над общим смыслом слов в контексте, а не над звуками и словами в отдельности.
  • затрагивает на занятиях темы, близкие и важные для пациента.
  • подбирает фразы таким образом, чтобы пациент мог их самостоятельно закончить.
  • может предложить пациенту послушать музыку, пропеть любимые песни, порисовать, что также положительно влияет на процесс выздоровления.
  • использует картинки, символизирующие слова, при работе с больными, имеющими нарушения сенсорной функции. Предлагает нарисовать то, что показывает, в зависимости от состояния пациента.
  • первые занятия продолжаются 7 – 15 минут: не должно быть переутомления. Постепенно специалист увеличивает время занятий до получаса, учитывая индивидуальные особенности пациента.
  • занятия должны проходить в тихой и спокойной обстановке без постороннего шума.
  • врач должен общаться и комментировать действия пациента спокойным и ровным голосом.
  • проведение групповых занятий, на которых пациенты поддерживают друг друга, дает положительный результат.

Занятия дома

Занятия в домашней обстановке проводятся только с разрешения врача. После перенесенного инсульта до восстановления речи человек долгое время находится в подавленном состоянии.

Нетерпение родственников, их желание быстрее получить результат по восстановлению речи могут негативно отразиться на процессе выздоровления. Родным пациента следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • обращать внимание на любые, даже незначительные успехи в лечении, поддерживать позитивный настрой больного,
  • не допускать общения больного с равнодушными и безразличными к нему людьми,
  • занятия должны быть регулярными, но нельзя переутомлять больного,
  • исключить из домашней обстановки шум, громкие звуки — положительно влияют спокойная, тихая музыка; любимые композиции,
  • общаться с больным на важные для него темы спокойным голосом, быть внимательными.
  • после инсульта в домашних условиях больному не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день.

Дома с больным можно заниматься с помощью комплекса упражнений для восстановления речи после инсульта, направленных на улучшение работы мышц лица, которые задействованы в процессе произношения слов.

Уход за больным дома

Упражнения повторяют до 10 раз во время одного занятия:

  • вытянуть губы, чтобы получилась трубочка, и удерживать их в таком положении 4 – 5 секунд.
  • захватить нижней челюстью верхнюю губу, удерживать 4 – 5 секунд. Отпустить на 5 секунд и повторить снова. Затем проделать упражнение наоборот: верхними зубами захватывать нижнюю губу, стараясь дотянуться до подбородка.
  • широко открыть рот и постараться как можно дальше высунуть язык, вытягивая шею вперед. Зафиксировать положение языка в течение 3 секунд, затем сделать перерыв, расслабиться на 3 секунды и снова повторить упражнение.
  • облизать губы, совершая круговые движения языком, сделать 5 – 10 повторов.
  • закрыть рот и совершать круговые движения языком между губами и зубами.
  • соприкасаясь языком с небом, цокать.
  • широко открыть рот и постараться дотянуться кончиком языка сначала до подбородка, потом до кончика носа.
  • попытаться сложить язык трубочкой и удерживать в течение 3 секунд.
  • улыбаться как можно шире с замкнутыми губами, затем с открытым ртом.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать.

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно.

Речевые центры головного мозга

Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт.

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности.

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Как восстановить речь после инсульта

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Афазия

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Отсутствие речи наблюдается сразу после приступа. Локализация поражения сосредоточена в корковых долях префронтальных областей. Атрофия и некротические проявления являются необратимыми.

Поэтому, чтобы восстановить нарушение речи после инсульта, потребуется длительный период времени, необходимый, чтобы речевые функции научились выполнять неповрежденные участки мозга.

Период времени, в течение которого пациент заново научиться говорить, зависит от типа афазии, а также локализации и объема нарушения мозгового кровообращения.

Принято различать несколько видов нарушений, в зависимости от стадии развития патологии:

  • Тотальная афазия – возникает в первые несколько дней после инсульта. В этот момент пациент не понимает прямого обращения, не помнит ничего и никого.
  • Моторная афазия после инсульта – при благоприятном стечении обстоятельств, на смену тотальным нарушениям приходит моторная дисфункция. На этом этапе больной понимает речь, обращенную к нему, но ответить не в состоянии, в лучшем случае от пациента может исходить путаная речь.
  • Сенсорная афазия – особенностью нарушения речевых функций является полное или частичное отсутствие возможности звукового анализа речи. Пациент перестает распознавать слога и звуки, не понимает смысла отдельных слов и предложений. Даже родная речь для пострадавшего, звучит как иностранный язык.

При диагностировании нарушений составляется медицинский протокол исследования речи больного, перенесшего инсульт. Информация, занесенная в историю болезни, существенно облегчает дальнейшую терапию.

Сложности реабилитационного процесса

Параллельно восстановительный комплекс осуществляется с лечебной физической культурой. Сколько времени потребуется, точно никто не скажет. Исходя из практики, у кого-то речь восстановилась быстро, а кому-то потребовались месяцы и годы.

Помните о том, что инсульт являет собой опасный патологический процесс. В качестве его последствия может выступать проблема с функцией речи и артикуляцией.

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

Как восстановить речь после инсульта упражнения

Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Реабилитация после инсульта направлена на нормализацию и восстановление кровообращения в очаге поражения головного мозга. Требуются качественный уход за больным, внимательное отношение со стороны родственников.

В тяжелых случаях, когда пациент постоянно находится в лежачем состоянии, нельзя допускать образования пролежней и застоя в легких. Массаж и смена положения тела больного должны быть регулярными.

Начинать процесс реабилитации желательно сразу, в первые две – четыре недели после приступа, в лечебном учреждении, специально оборудованном для этой цели.

Врачи-специалисты проводят диагностику и профилактику осложнений, подбирают эффективные методики по восстановлению здоровья пациента. Организуются занятия с логопедом.

Инсульт — тяжелое и сложное заболевание, и для человека очень важно как можно быстрее восстановить способность говорить. От этого зависят его душевное состояние, комфортное общение с окружающими и родными людьми.

Сколько времени займет реабилитация и восстановится ли речь, зависит от степени выраженности последствий инсульта. При небольшом очаге повреждения восстановить речь можно после месяца занятий с логопедом.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь

При более серьезных нарушениях период реабилитации занимает от четырех месяцев до двух лет. Чтобы речь восстановилась, логопедические упражнения должны быть регулярными и направленными на достижение результата.

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. ( примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций ( различными видами агнозий и апраксий).

Афферентная — проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.

Эфферентная — речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.

Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.

Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет.

Для восстановления речи после инсульта работу с логопедом нужно начинать в течение первых трех месяцев после приступа. Как правило, форму нарушения и ее степень можно определить уже через несколько недель, и уже в это время можно наметить основную программу и подобрать комплекс упражнений.

Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии.

Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации.

Независимо от того, проходят они в клинике, или на дому, квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента.

После инсульта быстрее восстановить речь

Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией. Восстановительное обучение длится 20-45 минут ( в зависимости от степени утомляемости пациента).

Если же во время работы с логопедом наблюдается головная боль, одышка, слабость, повышения давления и другие негативные проявления, занятие сокращается до 10 минут.

Реабилитация речи после инсульта в нашем реабилитационном центре проводится квалифицированными логопедами- афазиологами, клиническими психологами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций.

Большое внимание уделяется также формированию положительного эмоционального состояния пациента, выбору формы мотивации к занятиям и социальной адаптации больного.

Восстановление речи – сложный и трудоемкий процесс, эффективный результат которого напрямую зависит от тесного взаимодействия всех специалистов и родственников пациента.

Можно ли помочь народными средствами

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки.

Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Чтобы быстро вернуть и восстановить речь после приступа, можно пользоваться следующими народными средствами:

  • Народные методы восстановлениямумие – это средство, которое способствует очень быстрой реабилитации после инсульта. Принимать препарат необходимо на протяжении двух недель, употребляя примерно по 2 мг перед отходом ко сну. Подобных курсов нужно провести несколько, делая между курсами перерыв по 5 дней;
  • можно использовать ванны с размешанной в воде хвоей. Если у пациента долгое время не восстанавливается речевая функция, можно судить о том, что присутствуют определенные психоэмоциональные сбои. Ванны с хвоей помогут максимально быстро привести в норму общий эмоциональный фон человека. Если принимается ванна на все тело, раствор должен быть слабо концентрированным. Для ног можно использовать более насыщенные растворы. Они дают идеальный расслабляющий эффект;
  • спиртовая настойка или отвар, приготовленный на основе шишек кедра, сосны или елки. Подобные напитки предоставляют возможность укрепить мягкие ткани мозга, а также оказывает благоприятное воздействие на весь организм в целом. Из шишек также можно делать варенье. Продукт получается достаточно вкусным и полезным.

Рецепты народной медицины предназначены для возвращения исходного функционирования тканей мозга.

Опираться только на народную медицину не стоит, в большинстве случаев этого недостаточно.

Необходимо четко следовать указаниям врача и продолжать курс терапии после инсульта в домашних условиях. Иногда в родных стенах пациент быстрее восстанавливается и идет на поправку по всем показателям, включая речь.

  • ванны с хвоей. Если речь долго не восстанавливается без видимых на то причин, возможно, проблема – в психоэмоциональной сфере. Чтобы улучшить работу нервной системе, расслабиться и получить позитивный настрой, можно использовать ножные ванны с хвойными иголками. Эфирные масла хвои расслабляют, стабилизируют эмоциональный фон;
  • мумие. Уникальное вещество от многих заболеваний. Принимается на ночь по 2 мг. Курс длится 14 дней. Нужно провести 3 курса, между которыми делается перерыв на 5 дней;
  • шишки хвойных пород. Хорошо стимулирует развитие речевых центров после инсульта отвар из шишек сосны, ели, кедра.
ванны с хвоей

Ванны с хвоей очень хорошо помогают восстановить нервную систему

Логопед проводит не только занятия, нацеленные на восстановление речи, но и учитывает патогенез болезни – возможно, мышцы языка будут онемевшими. Все речевые зоны нужно регулярно стимулировать, корректировать правильное расположение языка с анатомической точки зрения. Логопедический массаж быстрее восстановит речевой аппарат.

Помимо того, что родственниками должна осуществляться гимнастика после инсульта, разрешается использовать рецепты нетрадиционной медицины, которые помогут ускорить процесс выздоровления.

Так, люди на протяжении многих лет применяли следующие рецепты народной медицины, чтобы вернуть речь после перенесенной болезни:

  • Мумие. Такое средство способствует быстрой реабилитации. Принимать его нужно примерно 14 дней по 1,5 – 2 мг перед сном. Необходимо провести несколько курсов, прерываясь на 5 дней.
  • Ванны с добавлением хвои. При долгом отсутствии улучшения деятельности речевого аппарата можно говорить о том, что у пациента имеется психоэмоциональные нарушения. Для того чтобы привести в норму эмоциональный фон применяют хвойные ванны для ног. В этом растении содержатся эфирные масла, которые производят расслабляющий эффект.
  • Отвар или спиртовая настойка, которые можно приготовить из шишек сосны, кедра или елки. Эти напитки позволяют укрепить ткани мозга, благоприятно воздействуют на организм в целом. Также из таких шишек можно сделать варенье, употреблять которое и вкусно, и полезно.

Рецепты нетрадиционной медицины имеют своей целью вернуть исходное функционирование тканей мозга. В комплексе с медицинскими препаратами, физиотерапевтическими процедурами, логопедическими упражнениями методы народной медицины оказывают положительный эффект и помогают организму быстрее восстановиться.

Adblock
detector