Болит живот

Беседы с пациентами в гинекологии

12.2 Кризис середины жизни

В
подростковом возрасте главной личностной
особенностью подростка является
нестабильность. Многие трудности и
проблемы подростка объясняются главным
противоречием его развития – движением
к обособлению и социализацией.

Под
социализацией понимаем освоение
подростком новых для себя социальных
ролей, вхождение в новые, более широкие
социальные отношения.

Процесс
обособления – поиск подростком своей
автономии. Подросток отстаивает свое
личное пространство, но не способен
пока с уважением относиться к автономии
других людей.

Подросток
хочет сам определить свой образ жизни,
интересы, досуг, становится не терпимым
к авторитарному стилю учителей и
родителей. Свою «взрослую» позицию он
отстаивает резко, идя на конфликты.

Объективно
он не может включиться во взрослую
жизнь, но стремится к ней и претендует
на равные со взрослыми права.

У
подростка в этот период происходит
важный и длительный процесс – развитие
самосознания и самооценки.

Беседы с пациентами в гинекологии

Это
сопровождается переживаниями, внутренними
противоречиями, сомнениями, плохим
настроением, упадком сил и активности.
Подросток становится грубым, но в то же
время он очень раним и обидчив.

Своеобразие
подросткового возраста проявляется в
противоречивых чертах характера:
благожелательность и жестокость,
отзывчивость и заносчивость,
принципиальность и беспринципность,
скромность и самомнение и т.д.

Главным
процессом подросткового возраста
является формирование личной идентичности.

Помимо
поисков себя, личностной нестабильности
у подростка формируется «Я – концепция»
— система внутренне согласованных
представлений о себе, взглядов, установок,
мотивов, составляющих основу личности.

Период
примерно с 35 до 60 лет – время сложное
для большинства людей.

Многие
люди в этом возрасте переживают серьёзный
личностный кризис, который называют
«кризисом середины жизни».

Почему
возникает возрастной кризис? В определенный
период жизни то новое, что зарождается
в нас, вступает в противоречие с прежними
представлениями, образом жизни.

Появляется
недовольство собой, жизнью в целом,
нарастает желание что-то изменить.

Как
правило, кризис сопровождают сильные
переживания. Они заставляют человека
иначе посмотреть на себя и на всю свою
жизнь. Человек начинает оценивать себя
и окружающих по-другому, ценить то, что
раньше казалось ему незначительным.

В
процессе переживания кризиса происходит
перестройка личности.

В
это время может быть депрессия,
подавленность, даже отчаяние. Может
возникнуть чувство бессмысленности
жизни, бесполезности своего труда.

Но
в то же время, человек должен знать, что
то, что с ним происходит, не является
признаком его слабости. Кризис – это
особый творческий процесс обновления
личности и понимания мира.

Пережитые
во время кризиса переживания обогащают
личность, делают её более зрелой.

Кризис
середины жизни дает человеку шанс
измениться, решить важны и актуальные
для его возраста задачи.

Глава 8 Особенности психологического состояния соматических пациентов

Содержание,
изучаемые вопросы.

Понятие
внутренней картины болезни, ее структура.
Классификация типов реакции на болезнь,
их характеристика.

Стиль
общения с пациентами с разными типами
реакции на болезнь.

Учебные
цели.

1.Определение
внутренней картины болезни, ее уровни.

2.Типы
реакций на болезнь, их характеристику.

3.Психологические
особенности работы с пациентами с
разными типами реакций на болезнь.

1.Наблюдать
за поведением пациента, его эмоциональными
реакциями, настроением, определять тип
реакции на болезнь.

2.Корректировать
неадекватные реакции больного на болезнь
индивидуальным подходом, правильно
проведенной беседой, чутким отношением
к пациенту.

Знание
личности больного человека, особенностей
его характера, темперамента, эмоциональных
проявлений, его отношения к болезни
стало необходимостью в работе врача и
среднего медицинского персонала.

Долгое
время традиционно большее внимание
обращалось на физические жалобы больного
и на диагностику органических изменений.
Внутренний мир, субъективные переживания
оценивались как значительно менее
важные.

Но
при любом заболевание внутренняя картина
болезни играет существенную роль в
течение заболевания, в выздоровлении,
а так, же и в ухудшении состояния больного.

Внутренняя
картина болезни – это осознание больным
своего заболевания в целом, это глубокий
внутренний мир больного, его эмоции,
личностные переживания, ощущения, его
отношение к болезни и реакция на нее,
его знания о болезни и мотивация к
выздоровлению.

Чувственный
– это весь комплекс болезненных,
неприятных, дискомфортных ощущений у
больного.

Эмоциональный
– это весь комплекс переживаний
больного, его волнение, тревога, страх,
то есть все эмоции, которые испытывает
больной в связи с болезнью и е последствиями.

Интеллектуальный
– это представление и знание пациента
о своем заболевании, уровень его
информативности о причинах болезни,
течении, исходе.

Мотивационный
– это выработка определенного отношения
к болезни, степень желания выздороветь,
активные действия в связи с этим.

Медицинский
персонал должен знать, что существуют
разнообразные реакции больных на свое
заболевание.

Медицинская
сестра может встретиться в своей работе
с разными типами реакций и должна уметь
помочь врачу внести положительные
изменения в поведение больного.

Характер
соматического заболевания может
приводить к изменениям в психике
больного. При достаточно длительном
лечении больного можно проследить
изменения поведения и психологических
реакций на протяжении болезни.

Премедицинская
фаза.

У
человека появляются первые, еле заметные
жалобы и признаки болезни. Он начинает
беспокоиться, размышляет, стоит ли пойти
к врачу, вспоминает, с чем эти симптомы
могут быть связаны. Больной может в это
время поделиться своими опасениями с
родственниками и друзьями, но определенных
и конкретных советов обычно не получает.

Перемена
жизненного стиля.

В
этой фазе больной госпитализирован или
же становится нетрудоспособным в
результате болезни. Жизнь резко меняется.
В то же время он думает, как сложится
его жизнь дальше в отношении прогноза
болезни, трудоустройства, положения в
семье.

Больной может чувствовать себя
неуверенным, испытывать опасения,
страхи, тревогу. Уверенность и опору он
пытается найти у медицинского персонала
( особенно это относится к заболеваниям
в первый раз)

Активная
адаптация.

Пациент
на этом этапе приспосабливается к
заболеванию и к больничной среде. Те
пациенты, которые уже были госпитализированы
не в первый раз, привыкают очень быстро,
положительно относятся даже к некоторым
неудобствам, например, к многоместной
палате.

Декомпенсация.

Если
состояние больного не улучшается, может,
наступит психическая декомпенсация.
Больной обманулся в своих надеждах на
выздоровление, чувствует неуверенность,
теряет веру в лечение и во врачей. В это
время больной может конфликтовать с
персоналом, который кажется ему
невнимательным, считает, что врачи
недостаточно хорошо его лечили, поэтому
улучшения нет.

Капитуляция.

Больной
становится безразличным, вялым, перестает
бороться, примиряется со своей судьбой.

Надо
помнить, что развитие таких психологических
реакций у больного в рамках лечебной
диагностики зависит от личности пациента,
его характера, эмоциональной устойчивости
и выражено в разной степени.

Adblock
detector